Кадровый капитал Югры

Аксиология

11.08.2015

В окружающем нас мире люди могут ориентироваться на совершенно разные вещи. Кто-то считает важной величиной уровень собственной заработанной платы, кто-то, наоборот - чувство удовлетворения от работы. Кто-то помогает другим людям бескорыстно и искренне, а кто-то считает, что человек должен помогать только себе. Почему мы все такие разные? Чем объясняются наши поступки? Что лежит в их основе? По-разному отвечая на эти вопросы, психологи сходятся в едином мнении, что существенное влияние на нас и на наши поступки оказывают ценности.

Одна из наиболее известных на сегодняшний день моделей ценностей предложена Ш.Шварцем. Он определил ценности как желаемые человеком цели и образцы (модели) поведения, которые способствуют достижению этих целей. Ценности обладают следующими свойствами: (а) эмоционально окрашены; (б) трансцендентны, то есть, касаются самых разных действий и ситуаций; (в) выступают в качестве стандартов, которые руководят выбором и оценкой поступков, людей, событий; (г) упорядочены по важности, причем отдельные люди и культуры в целом различаются по степени предпочтения тех или иных ценностей.

По мнению Ш.Шварца, человеческие ценности имеют универсальную структуру и происходят из трех универсальных потребностей человека: потребности индивидов как биологических организмов, потребности в скоординированном социальном взаимодействии, а также потребности выживания и благополучия групп.

Последние исследования в этой области показывают, что существуют 19 основных ценностей, которые можно свести в 4 группы.

Первая группа - "самопреодоление" - включает такие ценности как "универсализм", "благожелательность" и "скромность". Универсализм рассматривается в трех разных формах – забота о других (стремление к равенству, справедливости и защите всех людей), забота о природе (сохранение природной среды) и толерантность (принятие и понимание тех, кто отличается от тебя). Благожелательность имеет две формы - забота (преданность группе и благополучие ее членов) и чувство долга (стремление быть надежным и заслуживающим доверия членом группы). Отдельной ценностью выступает скромность как признание незначительности существования одного человека в круговороте жизни.

Вторая группа - "сохранение" - включает такие ценности как "конформизм", "безопасность", "репутация" и "традиция". Конформизм присутствует в сфере правил, то есть, как соблюдение установленных норм, законов и формальных обязательств, так и в межличностной сфере, как избегание причинения вреда или огорчения другим людям. Безопасность также различается по формам: личная безопасность касается непосредственного окружения, а общественная безопасность и стабильность - общества в целом. Ценность репутации означает защиту и влияние посредством поддержания публичного имиджа и избегания унижения. Наконец, отдельной ценностью является поддержание и сохранение культурных, семейных или религиозных традиций.

Третья группа - "самовозвышение" - включает такие ценности как "власть", "достижение" и "гедонизм". Власть как доминирование, то есть, влияние посредством осуществления контроля над людьми, следует отличать от власти как влияния посредством контроля над материальными и социальными ресурсами. Особыми ценностями являются достижение успеха в соответствии с социальными стандартами (нормами) и гедонизм как стремление к удовольствию и чувственному удовлетворению.

Четвертая группа - "открытость изменениям" - включает такие ценности как "самостоятельность" и "стимуляция". Самостоятельность проявляется в мыслях, как свобода развивать собственные идеи и способности, и в поступках, как свобода определять собственные действия. Стимуляция означает стремление к (само)возбуждению, новизне и переменам.

Для изучения особенностей ценностного мира пользователей Рунета нами использовался опросник, разработанный Ш.Шварцем и его коллегами (Schwartz, Shalom H. et al., 2012) и адаптированный для российской выборки (Ш.Шварц, Т.П.Бутенко, Д.С.Седова, А.С.Липатова). Особенностью данного теста является его структура. Респонденту необходимо оценить насколько та или иная характеристика "какого-то" человека похожа на характеристику самого респондента. Опросник включает в себя 57 утверждений, которые респондент должен оценить по стандартной 6-бальной шкале Лайкерта (от "Совсем не похож на меня" до "Очень похож на меня"). Отдельные утверждения (шкалы) представляют доминирующие ценности, которые объединяются в группы на основе расчета средних значений шкал.

В проведенном "Гласом Рунета" (VoxRu.Net) онлайн тестировании приняли участие 1125 человек, представляющих активную (недельную) российскую интернет-аудиторию. Среди них 601 мужчина и 524 женщины в возрасте от 15 до 80 лет (среднее значение возраста респондента - 46,42 года, стандартное отклонение - 12,47 лет).

 аксиология.jpg

Данные теста показывают, что любая из групп ценностей является для респондентов значимой, активно задействуется в формировании жизненных представлений.

На среднем уровне значимости выделяются преимущественно ценности, которые входят в группу "самовозвышение" (70%). То есть, большинство респондентов невысоко ценят такие ценности как "власть", "достижение" и "гедонизм".

Высокий уровень выраженности у респондентов получили ценности, которые входят в группы "открытость изменениям" (79%), "самопреодоление" (71%) и "сохранение" (66%). То есть, большинству респондентов характерны ценности, основанные на стремлении к общегуманным принципам. Также большинству респондентов характерно стремление к чему-то новому, поиску новых мыслей, совершению новых поступков в сочетании со стремлением сохранить существующий в настоящее время уклад вещей, жизни, традиций.

Полученный ценностный профиль российских интернет-пользователей согласуется с ценностями, которые демонстрируют большинство жителей России, отражает единство специфических культурных, ментальных особенностей россиян.

Источник




Возврат к списку