Кадровый капитал Югры

Практика и тренировка помогут вам лучше справляться со своей работой

04.03.2016

Развитие навыков нуждается в практике. Тот, кто желает добиться успехов в том или ином деле, обычно воспринимает этот постулат как очевидный. Сложные задачи, как правило, разбиваются на несколько мелких элементов, каждый из которых можно повторять снова и снова: гаммы в музыке, прохождение неровностей на горнолыжной трассе, определенные комбинации в шахматах.

Однако в менеджменте подобный подход — большая редкость, даже несмотря на то, что порой это занятие требует от нас освоения доброй дюжины различных умений. Некоторые из них необходимы нам в любых ситуациях. Например, нельзя обойтись без способности устанавливать ясные цели, координировать работу различных отделов и влиять на ситуацию, когда падает производительность труда подчиненных. Другие же могут пригодиться нам в зависимости от конкретной работы или задачи — например, навыки критического анализа сложных проектов или переговоров с поставщиками и клиентами.

Каждая компания вполне может определить элементы, которые необходимы для успешной деятельности ее менеджеров, и помочь им в их развитии. Тем не менее препятствием этому обычно становится сам принцип работы управленцев в организации. Управленцы не имеют возможности тренировать важные навыки, поскольку большинство из них недостаточно часто используются. Например, запуская проект, ведущий менеджер может совместно со своей командой определить промежуточные и конечные цели, выработать общий план действий и распределить индивидуальные задачи. Но даже если он и остальные члены коллектива в один прекрасный момент осознают, что все нужно было сделать совсем по-другому, пройдет еще немало времени, прежде чем эти умения снова окажутся востребованными.

Как же организовать работу менеджеров (или хотя бы ее часть) таким образом, чтобы они имели возможность постоянно тренировать и совершенствовать свои умения? Чтобы понять границы допустимого, попробуем рассмотреть деятельность, которая легко поддается разделению на небольшие составные элементы, и каждый из них можно повторять снова и снова. И здесь самый очевидный пример — это продажи. Они подразумевают постоянный контакт с покупателями, а каждое посещение является идеальным способом тренировки наработанных навыков. Продавец, который хочет понять отношение покупателей к своему продукту в сравнении с продукцией конкурентов или же усовершенствовать свою методику закрытия сделок, имеет возможность взаимодействовать с настоящими клиентами под присмотром «тренера» (им может быть его начальник или более опытный коллега). В идеале, учитель и его ученик должны заранее обсудить, какие качества и навыки они будут отрабатывать. При этом, прежде чем дело дойдет до общения с настоящим покупателем, желательно провести небольшую репетицию. После визита клиента тренер должен дать оценку и высказать свои замечания относительно того, что прошло хорошо, а над чем еще нужно поработать в следующий раз. Важно, чтобы вскоре после этого они так же вместе провели несколько подобных сделок. Это поможет ученику натренировать и закрепить новые умения. Такого рода тренировки могут быть также дополнены ролевыми играми. Повторение пройденного и обратная связь — ключевые принципы, которые определяют успех практических занятий.

В одной косметической компании менеджеры, взяв на вооружение подобный подход, устроили своеобразную игру. Собравшись вместе, сотрудники одного из подразделений этой фирмы установили для себя чрезвычайно амбициозный план продаж на следующую неделю — заметно превышающий все, что им удавалось выполнить до этого. Затем на ближайшие несколько дней они разделились на пары и таким образом обслуживали клиентов. Партнеры в каждой паре поочередно анализировали работу друг друга и предоставляли обратную связь, а продажи каждого участника мероприятия записывались на доску. Периодически они устраивали специальные совещания, на которых они рассматривали и обсуждали свои успехи. В итоге им удалось достичь своих амбициозных целей, а сама эта практика была включена в повседневный процесс продаж. Идея тренировки с партнерами с целью формирования креативных стратегий, направленных на повышение продуктивности, стала новым мотивирующим фактором в повседневной деятельности.

Разумеется, продажи предоставляют самые очевидные возможности для развития навыков. Но применив творческий подход, вы сможете сделать практические тренинги частью любой деятельности или организационной среды. Например, команды медицинских специалистов из больниц и учреждений амбулаторного типа, принадлежащих компании Northwell Health, регулярно посещают ее Центр обучения и инноваций, чтобы повысить свои навыки принятия решений, командного взаимодействия и коммуникации. Центр предоставляет им высокоточное моделирование сложных ситуаций с участием актеров в роли пациентов и членов их семей. Участники получают оценки и замечания после прохождения каждого упражнения, а затем повторяют его снова. Кроме того, они могут просмотреть записи с подробным анализом каждой конкретной ситуации.

Задача подобных тренингов состоит не только в развитии общих навыков диагностики и лечения, но также и в решении конкретных проблем. Например, целью одной из программ является уменьшение смертности в результате заражения крови — угроза, которую недооценивают во многих больницах. Сначала медсестры проходят дидактические курсы по предотвращению и обработке сепсиса. Затем они принимают участие в смоделированных ситуациях, где им нужно лечить «больных». За каждой короткой сессией следует немедленный разбор их действий и обсуждение возникших вопросов. Основная идея заключается в том, чтобы научить людей правильной последовательности действий в безопасной и контролируемой среде, а не подвергать пациентов опасности, исправляя допущенные ошибки в реальных условиях. Через четыре года после начала работы этой программы смертность от заражения упала на 50%.

Опыт компании United Aluminum в городке Нью-Хейвен, штат Коннектикут, показывает как внедрение практических тренингов в повседневную деятельность может принести организации пользу на самом высоком уровне. В девяностых годах управленцы из United поняли, что фирма не сможет быть успешной, пока они не добьются своевременных поставок. На тот момент около 20% заказов приходили к клиентам с опозданием, а так как они поставляли компоненты для производств, принадлежащих другим предприятиям, проблема была чрезвычайно серьезной. И несмотря на то что United вложила немалые средства в различные системы контроля процессов, казалось, что все это было сделано зря.

Все проекты по улучшению деятельности организации были поручены специально нанятым специалистам и внешним консультантам. Однако подобный структурный подход оказался несостоятельным. Поэтому люди стали внедрять различные тренинги и курсы в работу и таким образом пробовать переломить ситуацию.

Чтобы начать акцию особенно эффектно, топ-менеджмент фирмы пригласил всех сотрудников к участию в эксперименте. Они наметили в календаре семь дней (до которых оставалось шесть недель), в которые компания не должна была совершить ни одной задержки по срокам доставки продукции. А до того времени всем работникам предлагали вносить предложения по усовершенствованию рабочего процесса. При этом управленцы были осторожны в своих формулировках и заверили всех, что это всего лишь эксперимент, а вовсе не ловушка, и результаты этой недели не станут рассматриваться в качестве нового стандарта.

В этом мероприятии приняли участие все сотрудники компании. Рабочие, супервайзеры, инженеры и продажники создали многочисленные неформальные команды и начали тестировать десятки различных инноваций. Вместо крупных проектов людей просили сосредоточиться на отдельных мелких аспектах деятельности, вплоть до самых незначительных. Основная концепция заключалась в том, чтобы повторять эти, казалось бы, незначительные действия снова и снова и пытаться их улучшать до тех пор, пока не будет найден самый эффективный метод их выполнения. Когда наступила намеченная неделя, все 100% заказов были выполнены в срок. То же самое повторилось и на следующей неделе. Этот режим непрерывной тренировки, который был в новинку для управленцев и рядовых членов коллектива United, постепенно стал постоянной составной частью рабочего процесса компании. Они закрепили все успешные изменения в деятельности организации и в дальнейшем продолжили проводить небольшие «тренировочные» эксперименты.

С той недели надежность выполнения заказов United Aluminum ни разу не падала ниже 95%. А сейчас, через двадцать лет после проведения первоначального эксперимента, веб-сайт компании гласит: «Мы гордимся тем, что наши показатели своевременного выполнения заказов уже который год превышают 98%».

Подходы, примененные Northwell Health и United Aluminum, кажутся такими здравыми и логичными на бумаге, однако задача по их разработке и внедрению потребует от вас немалой креативности и отваги. Помимо финансовых вложений, необходимо преодолеть ряд психологических препятствий. Необходимо выйти за рамки формального процесса аттестации и чаще обсуждать качество работы со своими начальниками и коллегами, тем самым содействуя появлению улучшений.

Для того чтобы практика перманентных тренировок принесла вашей организации пользу, следует сконцентрироваться на тех процессах, которые можно быстро протестировать и немедленно получить данные о результатах. Повторяя эти действия снова и снова, вы добьетесь существенных улучшений.


Возврат к списку