Государственная
и муниципальная служба

Поступление на государственную гражданскую службу автономного округа


В соответствии со статьей 13 окружного закона № 97-оз от 13.12.2004 г. "О государственной гражданской службе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" право поступления гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы, условия поступления, основные требования к гражданам при поступлении на гражданскую службу устанавливаются федеральным законодательством, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.


Поступление на государственную гражданскую службу

В соответствии с федеральным законом №79-ФЗ от 27.07.2004 г. "О государственной гражданской службе Российской Федерации"

Статья 21. Право поступления на гражданскую службу

1. На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.

2. Предельный возраст пребывания на гражданской службе - 65 лет.

Статья 22. Поступление на гражданскую службу и замещение должности гражданской службы по конкурсу

1. Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

2. Конкурс не проводится:

1) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)";

2) при назначении на должности гражданской службы категории "руководители", назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

3) при заключении срочного служебного контракта;

4) при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 28 и частями 1, 2 и 3 статьи 31 настоящего Федерального закона;

5) при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.

3. Конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому указом Президента Российской Федерации.

4. По решению представителя нанимателя конкурс может не проводиться при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы.

5. Претенденту на замещение должности гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом для поступления на гражданскую службу и ее прохождения.

6. Претендент на замещение должности гражданской службы, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение в соответствии с настоящим Федеральным законом.

7. Для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы правовым актом соответствующего государственного органа образуется конкурсная комиссия.

8. В состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

9. Состав конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которой связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

10. Состав конкурсной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые конкурсной комиссией решения.

11. Претендент на замещение должности гражданской службы вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

12. Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, определяющее порядок и условия его проведения, утверждается указом Президента Российской Федерации.


Квалификационные требования к должностям гражданской службы

В соответствии с федеральным законом №79-ФЗ от 27.07.2004 г. "О государственной гражданской службе Российской Федерации"

1. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

2. Квалификационные требования к должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы.

3. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" всех групп должностей гражданской службы, а также категории "обеспечивающие специалисты" главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшего профессионального образования.

4. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории "обеспечивающие специалисты" старшей и младшей групп должностей гражданской службы входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.

5. Квалификационные требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности для федеральных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации, для гражданских служащих субъекта Российской Федерации - законом субъекта Российской Федерации.

6. Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего (далее - должностной регламент).

В соответствии с окружным законом № 97-оз от 13.12.2004 г. "О государственной гражданской службе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры"

Статья 6. Квалификационные требования к должностям государственной гражданской службы автономного округа

1. Квалификационные требования к уровню профессионального образования применяются в соответствии с федеральным законом.

2. К должностям гражданской службы предъявляются следующие квалификационные требования по стажу гражданской службы или стажу (опыту) работы по специальности:

высшие должности гражданской службы - стаж государственной службы не менее шести лет или стаж работы по специальности не менее семи лет;

главные должности гражданской службы - стаж государственной службы не менее четырех лет или стаж работы по специальности не менее пяти лет;

ведущие должности гражданской службы - стаж государственной службы не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее четырех лет;

старшие и младшие должности гражданской службы - без предъявления требований к стажу.

(п. 2 в ред. Закона ХМАО - Югры от 30.10.2008 N 115-оз)

3. К выпускникам очной формы обучения высших учебных заведений при поступлении непосредственно на должности, отнесенные к группе старших должностей, после завершения обучения в рамках заключенного в соответствии с пунктом 2 статьи 19 настоящего Закона договора на обучение требования к стажу работы не предъявляются.

4. Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего.


Ограничения, связанные с гражданской службой

В соответствии с федеральным законом №79-ФЗ от 27.07.2004 г. "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (Статья 16)

1. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются Правительством Российской Федерации;

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

7) наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

9) непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

2. Иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу и ее прохождением, за исключением ограничений, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливаются федеральными законами.

3. Ответственность за несоблюдение ограничений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, устанавливается настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.



Запреты, связанные с гражданской службой

В соответствии с федеральным законом №79-ФЗ от 27.07.2004 г. "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (Статья 17)

1. В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:

1) участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

2) замещать должность гражданской службы в случае:

а) избрания или назначения на государственную должность;

б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;

3) осуществлять предпринимательскую деятельность;

4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации;

7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями;

8) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

9) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

10) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замешает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности,

11) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

12) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

13) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;

14) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;

15) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора.

2. В случае, если владение гражданским служащим приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

3. Гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе:

1) замещать в течение двух лет должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями непосредственно входили в его должностные обязанности;

2) разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

4. Ответственность за несоблюдение запретов, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.





О чем спросят будущего госслужащего на конкурсе?

Для того чтобы стать государственным служащим или попасть в кадровый резерв необходимо пройти конкурс, последним этапом которого является собеседование с конкурсной комиссией.

Итак, какие же вопросы могут задать на таком собеседовании?

1.    Популярные вопросы

Назовите основные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность государственного гражданского служащего.

 

Первым нормативным актом, который следует назвать, является Федеральный закон № 79-ФЗ от 27.07.2004 г. «О государственной гражданской службе».

Окружным законом, регулирующим аналогичные вопросы, является закон с зеркальным номером 97-оз от 31.12.2004 г. «О государственной гражданской службе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»

Определенную роль,  конечно же, играет Конституция Российской Федерации и Устав автономного округа.

Виды государственной службы определены в Федеральном законе от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ  «О системе государственной службы РФ».

Называя нормативные правовые акты, необходимо указывать их номер и дату принятия и быть готовым ответить на вопросы, касающиеся содержания.

Более детально НПА рассмотрены в лекциях «Онлайн обучения»  (данный сервис доступен для участников проекта «Кадровый капитал Югры») в блоке «Нормативно-правовое обеспечение деятельности государственного гражданского служащего». Тут же можно проверить свои знания при помощи тестов.

 

Назовите основные запреты/ ограничения на ГГС

О запретах и ограничениях можно прочитать в законе № 79-ФЗ, так же в разделе «Как поступить на государственную гражданскую службу».

 

Назовите виды государственной службы.

Система государственной службы включает в себя следующие виды:

-        государственная гражданская служба;

-        военная служба;

-        правоохранительная служба.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

Более подробно о видах государственной службы можно прочитать в Федеральным законе от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ «О системе государственной службы РФ».

 

2.    Заковыристые вопросы

 

В каких случаях применяются запреты, а в каких ограничения, связанные с ГГС?

 

Данный вопрос на внимательность и понимание, что ограничения применяются при приеме на работу (например, человек недееспособен, следовательно, быть госслужащим не может), а запреты во время служебной деятельности (например, госслужащему запрещено осуществлять предпринимательскую деятельность)

 

Что такое конфликт интересов на ГГС?

Конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

Вот такое определение дано в Федеральном законе № 79.

Иллюстрирующая ситуация:  государственный служащий осуществляет функцию контроля за определенным учреждением, а руководителем данного учреждения является его родственник. Естественно, что решения, принимаемые госслужащим, имеющим в этом случае личную заинтересованность, могут быть не объективны и следовательно данная ситуация порождает конфликт интересов.

 

3.    Специализированные вопросы.

К таким вопросам нужно готовиться индивидуально, в зависимости от того на какую должность вы претендуете и в каком органе власти проходит конкурс. Ответы на эти вопросы можно найти на сайте www.admhmao.ru в разделе, посвященном тому или иному ОГВ.

К таким вопросам относятся:

С какими документами вы ознакомились, готовясь к конкурсу?

Помимо уже перечисленных НПА, перед конкурсом следует изучить законы, непосредственно связанные с деятельностью ОГВ и структурного подразделения (например, желая устроиться в департамент образования необходимо иметь представление о законе от  29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

 

Какова структура Департамента/Службы?

Как правило, достаточно иметь общее представление об основных отделах и курируемых ими направлениях деятельности, а так же место в этой системе вашей будущей должности (к какому отделу / управлению она относится).

 

Каковы будут ваши должностные обязанности?

Что бы ответить на этот вопрос, вам необходимо переговорить с руководителем отдела или кадровым работником, получить копию должностной инструкции, а вместе с ней и более полное представление о будущей работе.

В целом, настоятельно рекомендуем изучить всю представленную информацию на страничке ОГВ на сайте www.admhmao.ru (положения о департаменте/службе, регламенты и другие НПА).

4.    Общие вопросы

 

Почему вы решили сменить вид деятельности/место работы? Или почему люди увольняются?

Отвечая на этот вопрос, вы волей неволей расскажете о своей мотивации и существенных для вас поводах для увольнения.

 

Почему вы решили поступить на ГГС?

Перечисляя такие причины, как «высокая заработная плата», «отсутствие командировок» или «удобный график», вы покажете свою низкую лояльность к будущей работе. При ответе на этот вопрос следует так же упомянуть о профессиональных ценностях.

 

 

В данной статье представлена лишь часть вопросов, задаваемых на собеседованиях при проведении конкурса в кадровый резерв или на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы.  В следующей статье мы постараемся расширить этот перечень.