Кадровый капитал Югры

Лидерам: Что почитать про управление командой

23.11.2018

   На тему управления командами написаны миллионы книг. И каждый день в мире публикуются все новые и новые руководства по тому, как правильно подбирать сотрудников в уже сложившиеся коллективы, как оценивать профессионализм членов команды, как развивать их сильные и слабые стороны для повышения общей трудовой работоспособности, как эффективно разрешать командные конфликты и т.д.

  Много лет работая в сфере управления и развития персонала, проведя множество тимбилдингов, тренингов и коучинг сессий, как для команд, так и для менеджеров, я тщательно отслеживаю литературу по этой тематике. И сегодня я хотела бы предложить вашему вниманию свою Пятерку лучших книг по данной теме. Мой выбор основан на том, что те рекомендации и инструменты, которые авторы этих книг предлагают своим читателям, не являются простой теорией, а действительно успешно могут быть применены на практике, внедрены в корпоративную действительность организаций.

5 МЕСТО
  Андерсон Э. «Как вырастить отличных сотрудников и превратить обычных людей в замечательных исполнителей»

  Книга посвящена вопросам, которые рано или поздно возникают перед каждым лидером команды: как превратить членов коллектива в людей инициативных, ответственных, стремящихся к профессиональному росту. Эрика (автор книги) предлагает заслуживающие изучения практические рекомендации по тому, как руководителю правильно учитывать индивидуальные особенности и потребности своих подопечных, как эффективно предоставлять им обратную связь, как сформировать в команде культуру постоянного развития и обучения. Особого внимания, на мой взгляд, заслуживает аналогия, на которой в принципе построена вся книга, и которая сравнивает эффективного лидера с хорошим садоводом, терпеливо и усердно создающим сад своей мечты (например, вот названия некоторых глав книги: «Спланируйте, прежде чем сажать», «Букет из разных цветов» или «Некоторые растения не приживаются»).

  Читать всем, кто интересуется темой развития командного / индивидуального потенциала, тем, кто хочет усовершенствовать такие свои компетенции, как «Развитие других» и «Лидерство».

4 МЕСТО
  Митчел Дж. «Обнимите своих сотрудников. Прививка от жесткого менеджмента»

  Всегда особенно приятно читать книги, которые написаны бывшими или действующими успешными бизнесменами, а не просто теоретизирующими учеными из институтов. Данная книга именно такова: Джек Митчелл – успешный предприниматель и совладелец крупной розничной сети магазинов одежды. Он знаменит своей философией «объятий», направленной на то, чтобы сделать покупателя максимально счастливым и довольным произведенным обслуживанием. Похожий же подход он предлагает внедрять и внутри организации, выступая за предоставление членам команды высокой степени доверия, развивая у них чувство внимательности друг к другу и гордости от работы друг с другом, участия в общих делах и взаимопомощь. Много Митчелл говорит и о создании определенной командной / корпоративной культуры – «культуры признания», в которой материальные аспекты отступают на задний план перед ценностной мотивацией: признанием заслуг каждого, дружелюбным и даже в чем-то семейным отношением друг к другу и веселым совместным времяпрепровождением.

  В конце книги приводится интересный «Тест на достижения в области объятий», позволяющий оценить свой текущий уровень использования философии «объятий».

  Я была просто в восторге от этой книги! Как жаль, что многие руководители не уделяют нужного внимания таким простым человеческим вещам, как, например, просто сказать спасибо за хорошо сделанную работу! В мире бы от этого стало намного больше счастливых людей! А счастье на работе однозначно ведет к более качественному выполнению последней!

  Читать всем, кто хотел бы построить рабочие процессы в команде через внедрение и распространение общечеловеческих ценностей, а также тем, что хотел бы улучшить такие свои компетенции, как «Работа в команде», «Межличностное общение» и «Ориентация на внешнего/внутреннего клиента».


3 МЕСТО
  Клаттербак Д. «Командный коучинг на рабочем месте: технология создания самообучающейся организации»

  Данная книга пока одна из немногих, посвященных такой непростой теме, как «коучинг команд». При этом в ней также хорошо просматривается сфокусированность на том, как принимаются / не принимаются изменения в коллективе и как с помощью использования определенных коучинговых инструментов помочь членам команды эти изменения понять и принять.

  Небольшой комментарий для будущих читателей книги – она написана достаточно технологичным языком, с употреблением большого количества профессиональной терминологии, кроме того, предполагает у читающего уже наличие определенного фундамента знаний по теме коучинга.

  Автор рассказывает о специфике команд и этапах их развития, указывает на те стадии, на которых использование командного коучинга будет наиболее уместно. Далее достаточно глубоко разбирается процесс подготовки, организации и проведения коучинга команд с указанием возможных сложностей, с которыми может столкнуться коуч/лидер и предложений по их разрешению. Много времени уделяется концепции самообучающейся организации, которая, внедренная в командную работу, позволит добиться высокого уровня синергии участников и значительным образом повысить общую продуктивность ее членов.

  Читать всем, кто интересуется темой коучинга и хотел бы успешно применять данный инструмент для внедрения изменений в организации и повышения профессионального уровня членов команды, а также тем, кто хотел бы прокачать такие свои компетенции, как «Развитие других» и «Управление изменениями».

2 МЕСТО
  Кеннеди Д. «Жесткий менеджмент. Заставьте людей работать на результат»

  Сразу скажу —  книга очень жесткая, а в чем-то иногда даже жестокая. После первого прочтения ее у меня остались двойственные впечатления. Главную идею книги автор выразил в следующих словах: «Как бы вы не старались, невозможно собрать армию сотрудников, добровольно соблюдающих установленные для них правила. Единственный способ обеспечить соблюдение правил – это вынудить к этому. Вы мгновенно подумали: «Но если я докажу им, что предлагаемый мною способ работает лучше и приносит им больше комиссионных, то они сами захотят его применять». Вы не правы. Они не захотят». Далее в книге на приме отдела продаж рассматриваются примеры того, почему члены команды / сотрудники компании вместо того, что брать на себя ответственность и достигать результатов, предпочитают «отсиживаться в кустах»,  и как необходимо действовать лидеру, чтобы выше упомянутые черты в них раскрыть и усилить.

   Книга иногда предлагает достаточно циничные рекомендации (типа «нет человека – нет проблемы»), но внимательный читатель, особенно разбирающийся в бизнесе, увидит за жесткими словами высокую ориентацию на достижение бизнес-целей. Автор в первую очередь хочет показать, что любому лидеру команды нужно в определенные моменты жизни уметь быть твердым и уметь принимать непопулярные решения, не давая возможности некомпетентности и неподчинению разрушить бизнес. Книга учит тому, что «эффективный руководитель» – это не только тот, кто создал хорошую атмосферу в коллективе, но и тот, кто устанавливает правила работы, приносящие максимум прибыли, и твердо контролирует их выполнение.

  Читать всем, кто стремится к управлению через бизнес-показатели и хотел бы приучить членов команды смотреть на эффективность выполненной работы таким же образом, а также для всех, кто хотел бы повысить уровень развития таких своих компетенций, как «Бизнес-мышление» и «Ориентация на результат».

1 МЕСТО
   Роббинс Х., Финли М. «Почему не работают команды? Что идет не так, и как это исправить»

  Первое место в своем рейтинге лучших книг по управлению командами я с гордостью отдаю этой книге. Книге, которая поднимает те вопросы, которые многие лидеры предпочитают не обсуждать: вопросы неуспеха, низкой продуктивности и конфликтов. Того, что может случиться в любом групповом процессе, и привести к его распаду.

 Вся управленческая составляющая пронизана большим количеством мифов, часть которых, касающаяся командной работы, состоит в том, что «дайте нам хороших людей и направление. куда идти, а далее мы сами сорганизуемся и весело пойдем к своей мечте в светлое будущее». Именно против таких мифов и выступают авторы книги, шаг за шагом проводя читателя по всем стереотипам «успешной команды» и показывая ему обратную сторону «неадекватных целей и туманных задач», «неудачных решений», «недостатка коммуникации» и т.д. Отдельно рассматривается также проблема сосуществования членов команды друг с другом: межличностные конфликты, отсутствие доверия и непринятия происходящих изменений. В конце приводятся очень здравые практические рекомендации о том, как добиться «командного интеллекта», помочь лидеру и членам команды эффективно осознавать и разрешать существующие проблемы.

  Однозначно рекомендуется к прочтению всем, кто только вступает на трудный путь управления коллективом, а также всем тем, кто хочет расширить свои познания в этом вопросе и добиться настоящего мастерства. Книга также позволяет развить такие компетенции, как «Лидерство», «Работа в команде», «Стратегическое мышление» и «Межличностное общение».


Источник


Возврат к списку